Запойное чтиво

Француский самагонщик :: РИФМАСТЕР-2013. Итоги конкурса

2013-11-23 09:16:14

Я всегда говорил… ну не совсем всегда, но давно говорю, что писать плохие стихи гораздо легче, чем плохую прозу, а писать хорошие стихи – наоборот, труднее, чем хорошую прозу. Разумеется, если речь идет о совсем уж хороших стихах и совсем уж хорошей прозе, то их писать (сочинять) одинаково трудно. Или одинаково легко, так тоже можно сказать. Но о совсем уж хороших, пожалуй, сейчас не будем. Как-нибудь в другой раз. А в этот – о просто хороших и просто… гм… ну вы поняли.
И именно о стихах. Ибо подводим итоги первого нашего конкурса РИФМАСТЕР, посвященного технике стихосложения.
Поскольку такой конкурс у нас первый, позволю себе процитировать из своего же анонса:
У русского силлабо-тонического стихосложения достаточно длинная история и достаточно ясные принципы; все это, при наличии у пишущего таких качеств, как грамотность в объеме средней школы и слух, позволяет (по идее) складывать стихи хотя бы не ущербно. …основные требования к стихам:
– не должно быть рифм типа вода/была или пришел/ушел;
– не должны смещаться произвольным образом ударения;
– вообще, должны соблюдаться нормальные правила русского языка – орфография, синтаксис, да и семантика тоже;
– не должен скакать, как ему хочется, ритм (естественно, никто не против маяковщины или там рэпа, но в них тоже присутствует ритм, а не абы что, только более сложный; в данном случае старайтесь избегать подобного);
– содержание должно быть все-таки осмысленным.

Ну, и повторю еще оттуда же, но своими словами, что непосредственным импульсом к этому конкурсу стал предыдущий, в котором общий уровень столбиков оставлял желать лучшего, по меньшей мере с этой элементарной технической стороны.

Ладно, что-то затянулось вступление. Лелея надежду, что понят, перехожу непосредственно к результатам РИФМАСТЕРА-2013.
Сначала о судействе. Техника стихосложения дело как бы простое, но специфическое, поэтому осуществлялось это судейство Межпланетным Авторитарным Жюри, за состав которого я отвечаю. А состав на этот раз был таков:
– от планеты Земля – признанные авторитарные авторитеты:
AbriCosinus
Розга
– от Управляющих астралов (это вроде планеты, но не совсем, но не суть) – разнорабочие Цеха невостребованных:
Майя Григорьева
Викторас Рудзянскас

Итого четверо. Число четное, но это не важно, ибо имело место не собрание типа комсомольского (с поднятием пяти- или сколько-там-палых конечностей), а тайное распределение каждым судьей всех креативов по местам с 1-го по последнее. Секретность блюлась жестко и честно, подлинных ников участников судьи не знали. Отвечаю за это.
Получив протоколы, я просто просуммировал места, на которые каждый судья поставил каждого участника. Так получились официальные итоги конкурса.
Трое из судей любезно прислали мне еще и свои комментарии, которые я выложу ниже. Не прислал AbriCosinus, который авторитарно и срочно (хотя и временно) переместился по планете. По Земле, я имею в виду. Короче, не успел он. Но все равно спасибо. И, конечно, спасибо тем, кто трудолюбиво и искренне успел.

Итак, по порядку мест, от последнего к первому.

14 место – Эрот – он же захар белоконь – стих «Сага О» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13307 – сумма мест 57
Комментарии судей:
Розга (поставила на 14 место): Ну, так… С размером справился, но рифмы незамысловаты, местами – не точны. Иногда не ясно «кто на ком стоял»: «Но ты женатый – это раз, И выше шлюхи рангом». Кто выше шлюхи рангом? Наш женатый лир.герой? «Не слушал он и не желал Услышать его крики». Крики лир. героя не хотел слышать и услышать лир. герой? Или клацающего зубами мозга? Много забавных вопросов оставляет этот стих.
AbriCosinus – поставил на 15 место
Майя Григорьева (поставила на 13 место): Особенно проняло «воздав на пьедестал» и кульбиты с ударениями в личных местоимениях. Состязание мозга, отягощённого тестостероном, с рыхлой технической жопой.
Викторас Рудзянскас (поставил на 15 место): вижу, с жопой все нормально, но грудь так себе. Да, манго не слива, но и не арбуз. От этого хромает эстетический вид стихотворения  Драгоценность произведения «А пьяный мозг кричал: Постой!». Вы гениальный, когда не пишет стихи.
Примечание: почему последнее место 14-е, когда некоторые ставили стих на 15-е, станет понятно чуть позже.

13 место – Хлыщъ – ТопоР – «Гнусть» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13315 – сумма мест 49,5
Розга (12 место): Забавно, но не более. Я оценила находки вроде «небес туальденор» или «туман-презерватив», надетый к тому же на глаза, но в целом не впечатлило. Именно что позабавило. Техника - ну, есть. Наверное. Что-то мешает рассмотреть и восхититься.
AbriCosinus – дележ 11 и 12 мест
Майя Григорьева (14 место): Куражное, но технически не хлещет. Очищение туманного презерватива и туальденор доставили.
Викторас Рудзянскас (12 место): опасно под дождем с говном и бревнами, могут зонт порвать и испачкать.

12 место – ИКС – ИКС (неясный персонаж, прямо говорю) – «Стихолюбие» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13303 – сумма мест 47,5
Розга (13 место): Мило, чисто, но есть шероховатости: «воняет мне», «пороть по жопе», ну и еще кой-чего. Ну и в целом не особо зацепило.
AbriCosinus – дележ 11 и 12 мест
Майя Григорьева (10 место): кисИКСко популярно выибнулось.
Викторас Рудзянскас (13 место): Господа пусть пишут стихи, мистер ИКС, а Вы нюхайте, но молча.

11 место – Коромыслов – апельсинн – «Листик» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13326 – сумма мест 46
Розга (10 место): Из технических заморочек оценила рифму «нахуй – плаху», редкую в наше нелегкое время. А если серьезно – хорошо сработали убранные знаки препинания. Смысл перетекает из строчки в строчку не без сюрпризов. Но вот направить бы это в более осмысленное русло, без одиноких ягодиц.
AbriCosinus – 7 место
Майя Григорьева (15 место): Сумбурное наивное содержание. Рифмы зелёных/клёна, ветке/клетки сами по себе завораживающие, однако никаким боком не соответствуют идее конкурса РИФМАСТЕР.
Викторас Рудзянскас (14 место): морал той басни: только у долбоеба приятель долбоеб.

10 место – Сакэ – Перегаров – «Аллень» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13302 – сумма мест 41,5
Розга (11 место): О, вот кто-то и сыграл в аллитерации с ассонансами. При этом почему-то невольно запинаешься при прочтении. В плане чистоты смысла тоже не совсем чисто. Есть явно лишние для смысла слова – в «быть на свете поэтом» «свет» как-то не к месту. В общем, жаль. Всё могло быть и лучше.
AbriCosinus – дележ 13 и 14 мест
Майя Григорьева (6 место): За «лилии лить в алюминии», эрогенные сюрикены и площади оценка в почётном центре. Авансово, стимул ещё и рифмовать.
Викторас Рудзянскас (11 место): техника у Вас – ниже плинтуса. И блин с ним, так как Вы написали две нормальные строчки:
Или лилии лить в алюминии,
Или площади эрогенные

9 место – Либрокубикуларист – lanitoff – «Генератор повседневности» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13314 – сумма мест 35
Розга (15 место): При всей моей личной любви к этому узнаваемому автору, в рамки конкурса стих не вписывается совершенно. Чувства больше, чем техники, а чувства анализировать не возьмусь. Так что вместо оценки – мой поцелуй.
AbriCosinus – 8 место
Майя Григорьева (8 место): Рэп настолько заюзанная форма, что под флажком конкурса на технику хотелось бы в этом жанре, помимо неглубокого бурения пацанской романтики приёмами самого персонажа, видеть что-то более аховое. Сентенции типа «Все хотят из грязи в князи, но никто не хочет быть number two» не звучат откровениями даже для этого стайла. Но рифмы местами сгенерированы неплохо.
Викторас Рудзянскас (4 место): рэпер В общем контексте привлекательно смотрится, в стиле.

8 место – Кружевница – Кешастик – «От мертвого осла уши» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13317 – сумма мест 32,5
Розга (7 место): Приятный стих, но не слишком изощренный и впечатляющий в плане техники или рифм. Бедненько, но чистенько. И еще – не перепутаны ли ник и название? Придираться можно – и только если захочется – к словам-паразитам типа «вот», «бы», которые вставлены ради лишнего слога. А может, и нет.
AbriCosinus – дележ 4 и 5 мест
Майя Григорьева (12 место): Рукава жилетки на локотках протёрты задолго до ввязывания автора в тягучий процесс их создания. Технически ничего шикарного, second hand.
Викторас Рудзянскас (9 место): нет.

7 место – Повелителъмух– АраЧеГевара – «Столкновение цивилизаций» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13308 – сумма мест 31
Розга (8 место): Размер соблюден – но при условии двойных ударений в слове, и не везде они – эти двойные ударения – легли удачно. К тому же, когда творишь таким вот энергичным амфибрахием совершенно бесполезно ставить многоточия, читатель всё равно не затормозится. Рифму к слову «жопа» можно было подобрать поточнее. Звукоряд местами неудачный, переизбыток согласных, а на «культурных прерогативах» сломался у меня лично и язык, и мозг. Да, о смысле – не слишком чисто написано, тяжело я расшифровываю сочетания вроде «стал кряжистей» или «на входе билеты сучат». Чего они делают-то? Мисксуют действия «всучить» и «сучить ногами»?
AbriCosinus – 10 место
Майя Григорьева (7 место): Рифмы типа душе/стороне, само собой, лихачество для конкурса на технику, но парикмахер с амфибрахием обаял.
Викторас Рудзянскас (6 место): я согласен: что-то стучат.

6 место – джин толик – Вискарио – «ночь, в которой для кого-то ничего не случилось» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13301 – сумма мест 27,5
Розга (9 место): Очень, очень интересные рифмы, очень, очень достойно разыграно слияние-разделение слов вроде «случилось – лучи лось», «блестел – лес тел», но… Чисто мое мнение: в угоду этой игре слегка пострадал смысл некоторых строк.
AbriCosinus – дележ 13 и 14 мест
Майя Григорьева (3 место): Больше всех озадачил этот ночной лось, по мощи первых катренов явный победитель, но с непроизносимым в последнем столбике «в смраде», при том, что для произносимости достаточно было убрать предлог. И с этим лесным горбом сзади (будто спереди возможен!) – уже не лось, а почти верблюд, простите, автор. Но спрятанное за этим тулово сильное и, безусловно, поэзия. Классно зарифмовано. Очень жаль.
Викторас Рудзянскас (2 место): четвертый автор, которого читаю и первый из них, который имеет общее понятие, что такое стихотворение и авторство в нем. В контексте четырех проходит с блеском, не смотря на то, что с последней строчкой автор не справился. Я имею ввиду техническое исполнение. А замысл – позитив.

5 место – Долбозуб – Марат Князов – «К рыцарю» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13313 – сумма мест 27
Розга (5 место): Ямб, не самый простой размер с учетом длины русских слов, - в стихе отработан старательно. Рифмовка сложная, что привносит интригу. Архаичность вполне к месту и к размеру. Из замечаний: есть пара оборотов не из русского, например «война становится вдвойне ясней», «азарта… игрок». Как бы ясно, что автор сказать-то хотел, но можно ж было и попроще.
AbriCosinus – 6 место
Майя Григорьева (11 место): Ничем бы не задевало восприятие, если бы не побуждало вместо «сосуд» в последней строке употребить «пузырь» и, наконец, хоть улыбнуться. По технике в меру ладно.
Викторас Рудзянскас (5 место): Не сложно понять все интенции автора. Но мне не хочется его понять, мне в этом тексте скучно. Однако, в контексте... кое что.

4 место – Бродяга – Тёмное бархатное – «Вьюга» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13297 – сумма мест 23,5
Розга (2 место): Хороший стих, грустный, лиричный, как-то сразу вползает в сознание, не хвастаясь ни техникой, ни рифмовкой. Писать так, чтобы стихотворная речь звучала естественно, максимально близко к разговорной, и при этом не косячить так, чтоб бросалось в глаза-уши – это дорогого стоит.
AbriCosinus – дележ 2 и 3 мест
Майя Григорьева (9 место): Читала этот опус первым, в условную оценочную таблицу он вставляется последним, в свободную клетку. Ибо нефик явно способному автору так вожделеть привычные эпитеты. Рифмы есть хорошие.
Викторас Рудзянскас (10 место): случайно написал хорошую последнюю строчку. Все остальное – просто стихоплетство, но оно позитивное, потому, что видно: автор не только сам пишет, но и других читает. Школа видна. Только ученика в толпе сложно увидеть.

ТРОЙКА ПРИЗЕРОВ

3 место – Мониторный мечтатель – А. Б. Бурый – «Осенний» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13328 – сумма мест 15,5
Розга (6 место): Размер местами скачет – «на меня смотрят из монитора экрана», местами в угоду размеру сделаны инверсии вроде «страниц интернета закладки» или «для билета покупки». Может быть, в инверсиях этих кроется ирония, но стоило бы ее усилить для таких глуховатых, как я. Зато техника, конечно, интересная, и с усеченной строкой всегда трудно работать.
AbriCosinus – дележ 2 и 3 мест
Майя Григорьева (4 место): Даже до скуки желанные пляжные попы для художественной своей ипостаси нуждаются в чуть большем искрении слов. Назвала бы исполнение бесцветным, если бы с общим серым тоном не диссонировало тоскливое(!) состояние ЛГ, парадоксально забитое в пульсирующий энергичный ритм. А это уже заявка на некую не буквально понимаемую техничность. Что радует.
Викторас Рудзянскас (3 место): энергетика! Не смотря на некоторые неполадки, автор хорошо использует иронию и выдерживается в русле.

НУ, А ПЕРВОЕ МЕСТО ПОДЕЛИЛИ ДВОЕ…

ПЕРВОЕ МЕСТО – Набери адрес мыла – Француский самагонщик – «ноты» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13319 – сумма мест 14
Розга (3 место): Вроде есть к чему придраться, с формальной точки зрения – но мне очень понравилось, всё, вплоть до повторов «до» в «надо домой». Ну, я не в теме, и в музыке не разбираюсь, так что смысл глубоко копать не буду. На мой взгляд, стих изящен и как-то, что ли, сбалансирован. Один ляп в конце – «октись» - это «окстись» с опечаткой? Если автор разъяснит этот момент, буду благодарна.
AbriCosinus – 9 место
Майя Григорьева (1 место): Здесь каждое слово не утилитарный материал для передачи информации, а некий концентрат игры и настроения. То есть присутствует новое значение и назначение использованного словесного материала - за счет мерцательной аритмии звучания где-то на границах реальной жизни. Есть небольшая техническая погрешность, имхо, «надо домой». Но погрешности – необходимый материал для диалектики, особенно когда остальное уже строго по законам Творца. Вспомнилось «случайно на ноже карманном/найдёшь пылинку дальних стран». Стихо выходит за рамки конкурса РИФМАСТЕР как очевидный переросток .
Викторас Рудзянскас (1 место): тебя будут бить, а ведь ты хорошо сыграл. И техника хороша. Я вспомнил «Механические стихи» Б. Поплавского, но не потому, что хотел тебя назвать эпигоном, а потому, что пришло в голову с кем-то сровнить технику стиха. Все чики.

ПЕРВОЕ МЕСТО – Сломал Стратокастер – Даниламастер – «Маринад» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13316 – сумма мест 14
Розга (1 место): Квази-акростих вызывает уважение, потому как при всех технических извращениях не лишился смысла. Более того, он не лишился души. Так что не буду скрупулезно считать слоги (на слух всё гладко) или сравнивать рифмы.
AbriCosinus – 1 место
Майя Григорьева (5 место): С третьего катрена сбился ритм и всё стихо загуляло по Москве вишнёвым вареником. Но задумано интересно, затейно.
Викторас Рудзянскас (7 место): с М и О справились. Однако, можно похвалить и за усилия.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Это я подвел черту.
Поздравления победителям! (Спасибо большое, ггг)
Диктофон получает Даниламастер (у меня все равно уже есть). УРА!
Огромное спасибо:
– членам Межпланетного Авторитарного Жюри
– всем участникам
– всем читателям
– и вообще всем

Три дополнения.
1. Разъяснение по поводу кажущегося сбоя расстановки мест (их всего перечислено 14, а судьи присуждали и 15-е): один из конкурсантов нарушил регламент и выставил два стиха. Соответственно один из них и был снят с конкурса. А именно:
Без места – С едой погромщик – Француский самагонщик – «Под дырявым куполом» – http://graduss.com/?todo=show_creo&cid=13324 – место не присуждено, стих выведен из конкурса, ибо, вопреки регламенту, он второй у одного и того же автора
Розга: Ну что, размер выдержан, я споткнулась только в строчке «Дым уходит в высь да в муть». С рифмами не все так гладко, как хотелось бы: «уже – тетушек» и «мелочи – скамеечке» воспринимается ушами, а глаза тормозят. Чуть меланхоличное настроение только подчеркивается скачущим размером, что можно считать очень удачным ходом.
Майя Григорьева: Образно, под дырявым куполом - находка. Ни одной простенькой рифмы. Отточенность приёмов рифмастерства.
Викторас Рудзянскас: по пьянке с гитарой в руках... Мелодия знакома... Не стихо, а фоссилия. 

2. Отдельное спасибо софо_ре, придумавшей идею этого конкурса и его название.
3. Думаю, что будем проводить РИФМАСТЕР пару раз в год.

P.S. А вот в демократическом читательском голосовании наибольший градус у Бродяги-ТБ-Вьюги. Тоже поздравления! И, как и было условлено, придумаю что-нибудь по поводу награждения книжкой (хорошей).