В общем и целом тебе тут все рады. Но только веди себя более-менее прилично! Хочешь быть ПАДОНКАМ — да ради бога. Только не будь подонком.
Ну, и пидарасом не будь.
И соблюдай нижеизложенное. Как заповеди соблюдай.
КОДЕКС
Набрав в адресной строке браузера graduss.com, ты попал на литературный интернет-ресурс ГРАДУСС, расположенный на территории контркультуры. ДЕКЛАРАЦИЯ
Главная Регистрация Свеженалитое Лента комментов  Рюмочная  Клуб анонимных ФАК

Залогинься!

Логин:

Пароль:

Вздрогнем!

Третьим будешь?
Регистрируйся!

Слушай сюда!

poetmarat
Ира - слитонах. По той же причине.

Француский самагонщик
2024-02-29 17:09:31

poetmarat
Шкуры - слитонах. За неуместностью.

Француский самагонщик
2024-02-23 13:27:28

Любопытный? >>




Всегда готов

2010-06-04 13:04:31

Автор: Француский самагонщик
Рубрика: ЧТИВО (импорт)
Кем принято: Француский самагонщик
Просмотров: 1172
Комментов: 93
Оценка Эксперта: N/A°
Оценка читателей: 47°
5 (0)
Зима. Воскресенье. Хоккейная коробка. Традиционный в нашем посёлке футбол на льду.
Играем четыре на четыре, а собралось человек двадцать. Так что – на победителя. Проигравшая команда встаёт в хвост очереди.
Мы только что проиграли. Лёд нивелирует квалификацию. Это особая игра – пас надо отдавать так, чтобы траектории мяча и адресата точно пересеклись во времени и пространстве. Иначе мяч скользит в полуметре от тебя, а достать его невозможно. Ты тянешься, теряешь равновесие, взмахиваешь руками и падаешь под общий гогот.
У нас сильная команда, потому что у нас – Пашка Сектант. Но и он на льду не всесилен. Ждём своей очереди.
– А у тебя, Самогонщик, – лениво растягивая слова, спрашивает вдруг он, – какие корни? Ты из красных или из белых?
– Ну ты и спросил, – удивляюсь я, с трудом успокаивая дыхание. – Ну, по-разному. Один прадед вроде капиталистом был, другой типа революционером, остальные – не знаю.
– А ты в комсомоле состоял? – продолжает интересоваться Сектант.
– Конечно, – отвечаю. – Что ты пристал-то?
– Эх, ты, – качает он головой и смеётся, – продался красным!
– Да ну тебя, – огрызаюсь я, – все и в комсомол вступали, и в пионеры, и в октябрята.
– Я – нет, – говорит Сектант. – Мне бабка не разрешила. Сказала – из дому выгонит.

1
«Вступая в ряды юных пионеров, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь…»
Всё, больше ничего не помню, кроме обрывка из середины – «…уважать старших…» – и бравурного финала: «К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов! – Всегда готов!» Правая рука взметается в салюте, и ладонь, обращённая ребром ко лбу, решительно перечёркивает его по диагонали.
А больше – точно ничего не помню. Не то, что когда-то – упившись в полный фарш (если бы пил тогда), и то бы отбарабанил без запинки. А уж насчёт того, что среди ночи разбуди, так это банальность и само собой разумеется.
Вот и Пашка Алябьев по прозвищу, естественно, Соловей, готовясь в пионеры, клятву эту вызубрил так, что она у него даже не в голове разместилась, а, наверное, в позвоночнике. Потому что для воспроизведения клятвы голова не требовалась.
И у всего четвёртого «Б» дело обстояло так же. С энтузиазмом готовились. Тем более, ходили слухи, что принимать их будут не где-нибудь, а в музее Ленина. И не когда-нибудь, а девятнадцатого мая, в День Пионерии.
А в итоге Пашка Соловей вступать отказался.
До девятнадцатого оставалось три дня. Уроки кончились, но никто не разошёлся. Октябрята, они же будущие пионеры, сидели за партами, слушая вдохновенную речь пионервожатой. Валя, маленькая толстенькая восьмиклассница, вся подалась вперёд, глаза её сверкали, руки летали, слегка угреватый лоб вспотел, торчащие грудки подрагивали, немного – но не слишком – отвлекая октябрят. Учительница Елена Григорьевна – спокойное лицо, круглые очки, следы мела на кончиках пальцев – тактично держалась в сторонке, у приоткрытого окна.
Когда Валя закончила, Пашка поднял руку.
– Спрашивай, Алябьев! – звонко, видимо, по инерции, выкрикнула вожатая.
Пашка встал из-за парты и угрюмо сообщил:
– Я в пионеры вступать не буду.
Валя выпучила глаза, открыла рот и шумно вдохнула-выдохнула.
– Да ты что, Алябьев?! Да почему?! – потрясённо спросила она уже нормальным голосом.
– Недостоин, – ответил Пашка и, опустив голову, сел за парту.
Несколько секунд в классе стояла полная тишина. Потом Валя заговорила было – опять вожатским голосом, – но тут вмешалась Елена Григорьевна.
– Валя, – сказала она негромко, и вожатая сразу замолчала, – надо спокойно разобраться.
– Вот я и хочу разобраться! – азартно объяснила Валя. – Прямо сейчас! От товарищей не должно быть секретов!
– Ты права, – согласилась учительница, подойдя к вожатой и обняв её за плечи. – Но сейчас давай лучше вот как: я поговорю с Павлом, а потом мы с тобой посоветуемся. Хорошо?
– Ну-у… Ладно, Елена Григорьевна, – протянула Валя. – А сейчас-то что с ним делать?
– Давай отпустим его пока. Паша, ты иди домой, а завтра мы с тобой поговорим. Выясним, почему ты считаешь, что недостоин, и вообще всё выясним.
Пашка подхватил портфель и, ни на кого не глядя, вышел из класса.

2
Выяснять-то было нечего – вступать в пионеры ему запретила бабка. Вступишь, сказала, домой не приходи.
Уважать старших… Пашка не совсем это понимал. Елену Григорьевну он, понятное дело, уважал. Завуча Людмилу Алексеевну… можно сказать, тоже, но больше он её побаивался, как и все. И бабку уважал, хотя и считал немного отсталой. Зато бабка, при своей отсталости, героически поднимала его, Пашку, на ноги. Так, он слыхал, соседи говорили. Кремень человек, добавляли они, на таких земля держится. Пашка тут многого не понимал – зачем его на ноги ставить, и что это за кремень, и как это земля держится, – но соседей тоже уважал и потому соглашался. Хотя насчет того, что бабка герой, – это они, конечно, того… Смешно даже.
Но бабку он и так бы уважал, без соседей. И отругать она могла, и уши надрать до красноты, и ремнём выпороть, зато Пашка точно знал: случись что – бабка, старая, тощая, страшная, за него с кем хочешь в драку полезет. Или в огонь. Так что она и вправду может героем стать.
А главное – не врёт никогда. Совсем никогда. И ему не разрешает. Нет хуже, чем соврать, к этому он привык.
А вот мать Пашка не уважал. И отчима тоже. Не за что было, пусть они и старшие.
Жила мать с отчимом и Светкой далеко – в Москве, да на другом конце. Пашка с бабкой к ним ездили только один раз, и ехали долго, и Пашке у них не понравилось. Бабке вроде бы тоже не понравилось. Прямо она об этом Пашке не сказала, но он понял. Не маленький.
А к ним мать наведывалась раз в месяц, и то не каждый. Привозила Пашке ирисок кулёчек или шоколадку крохотную, тискала минут пять, как будто он девчонка, по-хозяйски пила чай, начинала к бабке придираться – да не тут-то было, к бабке попробуй придерись, – совала ей несколько бумажек денежных и уезжала с обиженным почему-то лицом.
А у бабки лицо делалось злым, тёмным. Она становилась лицом к образку, висевшему в углу комнаты, долго крестилась, бормотала что-то, потом до самого вечера оставалась сердитой, яростнее обычного громыхала кастрюлей и сковородкой, резче обычного командовала Пашке, чтобы руки мыл как следует или ещё что, и только к ночи добрела.
Соседи про мать как-то сказали: «кукушка». Это Пашка понимал. Только они, соседи, хоть и умные очень, ошибались. Кукушка – она птенцов чужим птицам подбрасывает, а он-то, Пашка, как-никак с родной бабкой живёт.
Конечно, лучше бы с матерью и с отцом. Но отца он никогда не видел – его, бабка объяснила, машиной задавило на следующий день после Пашкиного рождения. Обмыл, добавила бабка. Вырастешь, сказала, пить станешь, тебя тоже задавит.
А мать на чужом дядьке поженилась и к нему переехала, давно уже.
Ладно, ему и с бабкой неплохо. И точка.
Вот только Пашкин октябрятский значок она на помойку выбросила. Сразу как увидела. Пашка, правда, не сильно огорчился – значок ему как-то не особо понравился. Этот, кудрявый, больно уж на Светку, сопливую сводную сестру, смахивал. Сказали, что это маленький Ленин, но Пашка как-то иначе маленького Ленина себе представлял. Таким представлял, маленьким, но вроде большого. Налысо чтобы стриженый был, и без бороды с усами. Но чтобы похожий. А тут – срамота одна.
Елена Григорьевна тогда к ним пришла, долго с бабкой о чём-то разговаривала, и так повелось, что стала утром, в школе, выдавать Пашке значок, а после школы обратно забирать.
А теперь бабка в пионеры вступать запретила.
– Хуже красных, – твёрдо сказала она, – нету. Так что галстук этот повяжешь – домой не приходи. К матери вон пускай тебя учительница везёт, и живи как знаешь. Не будет у тебя бабки. Потому, – повторила, – хуже красных нету.
– А жиды? – ни с того, ни с сего спросил Пашка.
– Я тебе! – крикнула бабка и замахнулась на него. – И думать не смей! И слова такого чтоб я не слыхала! Явреи – народ Божий, хоть и заплутавший!
Она перекрестилась на образок и поклонилась ему.
– Ты вот Павлом зовёшься, – продолжила бабка, – а Павел это кто? Павел это святой апостол Христов, человеков учитель, хоть и яврей! Он, Павел, мытарствовал, деньги с людей собирал…
– Типа разбойника, да, ба? – Пашка обрадовался, что понял.
– Не встревай! Для царя собирал, обижал всех, а как благую весть услыхал, так прозрел, святым сделался, бросил всё, Божьему слову учил, смерть принял лютую. А красные, они, прости, Господи, бесами одержимые, они церквы опоганили, и народ весь побили, и попортили! Они деда твоего в степь голую загнали, и братьев его всех, и поморили половину, и деда поморили, царство ему небесное, а хорошие люди были, работящие, и трезвые, и… Эх!.. Хуже красных нету! Хочешь в красные – иди, только домой не приходи! – заключила бабка и снова принялась креститься, кланяться и бормотать.
Мало что Пашка понял. Про смерть лютую вроде как понял – Павел этот, наверное, герой. А остальное – не очень. Но запрет до него дошёл. И как бабка говорила – тоже дошло, что это она всерьёз. А бабке он верил.
Объяснять всё это в классе Пашка постыдился: и не сумел бы толком растолковать, и за бабкин запрет как-то неправильно получилось бы прятаться. Засмеяли бы на всю жизнь. Он решил, что скажет: недостоин. И всё. Хоть режьте. Ну, в крайнем случае, недостоин, скажет, потому, что дерётся.
Он, и правда, дрался часто. Крупным рос, сильным, спортивным – в футбол играл лучше всех и в классе, и во дворе. И характер имелся. Так что, когда Соловьём прозвали – чуть ли не месяц дрался. Что ж такое, на самом-то деле: повели их, с первого по четвёртый классы, на концерт в Дом культуры, ну, там сценки разные и пляски с песнями, а потом выходит эта дура ведущая и противным таким голосом на весь зал объявляет: «Алябьев! Соловей!» Ряды, в которых его, третий тогда, класс сидел, так и покатились. И все стали Пашку после этого Соловьём обзывать.
Он дрался-дрался, а потом привык. Да и Елена Григорьевна объяснила, что нет тут ничего обидного: соловей не орёл, конечно, но тоже птица хорошая, певучая, народ её любит. А что у ведущей на том концерте голос неприятный – так это ж у неё, а не у Пашки.
Все тогда всё поняли, прозвище даже почётным стало, а дрался Пашка уже по другим поводам.
В общем, для отмазки драчливость годилась. Только отмазываться не пришлось – отправила его Елена Григорьевна домой, сказала, разбираться будет. Выяснять.

3
Пашка заканчивал делать уроки. По заведённому порядку предстояло ещё бабке предъявить сделанное. Она в его уроках ничего не понимала, так что, наоборот, Пашке приходилось ей объяснять, что к чему. Он даже, растолковывая, и сам всё понимать начинал лучше, и ошибок немало находил, а бабка ругалась, но не сильно.
В этот раз, однако, порядок нарушился.
Раздалось два звонка – значит, к ним, – бабка поспешила к двери, открыла и чинно произнесла:
– Милости просим.
– Добрый день, Евдокия Степановна, – сказала Елена Григорьевна.
– Набезобразил чего мой-то? – настороженно спросила бабка.
– Да нет, – ответила учительница. – А вот поговорить мне с вами – надо. С глазу на глаз. А где Паша?
– Уроки делает. Да вы проходите, чайку сейчас поставлю.
Пашка вышел в коридор и поздоровался:
– Здрасьте, Елена Григорьевна!
Их так учили в школе – сколько раз учителя встречаешь, столько с ним и здоровайся.
– Здравствуй, Паша, – сдержанно улыбнулась Елена Григорьевна. – Ну, как уроки?
– Сделал всё, – ответил он.
– Врёшь, небось, – подозрительно прищурилась бабка.
– Чего это я вру? – обиделся Пашка. – Сразу «врёшь»…
– Ладно, нечего тут! – отрезала бабка. – Так и так проверю. А пока на улицу ступай. Мячик свой бери и ступай. Да не извозись мне! Вечно изгваздается с ног до головы…
Бабка явно не сердилась, просто обеспокоилась, а ворчала для виду. Но всё равно Пашкино сердце сдавило какой-то непонятной силой, даже гулять не хотелось. Однако было деваться некуда. Помедлив, он надел кеды, взял потрёпанный мяч и вышел из квартиры, успев услышать, как Елена Григорьевна вздохнула ему вслед.
Решение созрело ещё на лестнице. То, что сдавливало его сердце, сразу же исчезло. Пашка резко ускорился, вылетел на улицу, оглянулся, перескочил через низенькую ограду палисадника, пристроил мяч в кустах и полез на дерево. Теперь сердце стучало гулко и часто, словно он целый час мячик гонял. Пашка понимал, что будет, если бабка накроет его с подслушиванием. Но отказаться от затеи не мог. Понимал почему-то, что обязательно должен всё слышать. Во что бы то ни стало.
Он добрался до уровня второго этажа, тихо, медленно – движение за движением – перелез со ствола на толстую ветку и замер около открытой форточки.
– …так и поняла, – тихо говорила Елена Григорьевна. – Но вы же мудрая женщина, Евдокия Степановна! Ну подумайте же, представьте же, как ему с этим жить!
– Как я жила, – непреклонно ответила бабка, – как дед его жил, как братья наши и сёстры. Ты-то, Елена, кажись, всё-о понимаешь! Что ж ему, душу прозакладывать? Как тебе ему чтоб жить?
– Всё понимаю, – ещё тише подтвердила учительница. – Только вы мне объясните: толку-то от вашей… извините, упёртости, что толку-то? Всё равно молчите ведь… Да и что – вы? Вы молчать можете, вас никто ни о чём не спрашивает. А ему-то молчать не придётся. Рано, Евдокия Степановна, рано ему в это!
– А после – поздно будет, – твёрдо сказала бабка. – После – не вернёшь. Да и куда это рано-то? Смирилась я, в церкву его не беру с собой, не учу ничему, только он меня урокам своим учит. Вот и рано. Терплю. А вовсе против совести – нельзя. Хоть так пока, чтоб не вовсе... А что молчу – старая я. И не тебе меня попрекать.
– Не мне, – согласилась Елена Григорьевна. – Вы вот говорите, ему, как мне, жить… Да, я что велят, говорю им. Конечно. Не буду говорить – выгонят. Только без души говорю. А про доброе – с душой стараюсь. А они это чувствуют.
– Они, – отрезала бабка, – и другое чувствуют. То самое, чего нельзя. Ты б видала, как он прибёг: меня, ба, в пионеры возьмут! Тьфу, прости, Господи! Они вот на это падкие, а что ты себе врёшь, так это твоё, а других зачем путаешь?
Женщины замолчали, и Пашка получил передышку. Он пока не до конца понял смысл спора, но подумал, пока длилась эта передышка, что бабка и заботится о нём, и беспощадна к нему. А Елена Григорьевна – тоже отчего-то его жалеет и тоже беспощадна, но как-то по-другому. И вряд ли они договорятся.
– Замуж бы тебе, – задумчиво сказала бабка, – да дитё чтоб своё…
– Поздно мне, – ответила учительница, – и не будем об этом. Вы мне лучше скажите, Евдокия Степановна, что, по совести для меня было бы – умыть руки? А их всех – бросить? А вы-то сами, скажите честно, какую судьбу Паше готовите – понимаете? Лишь бы не против совести, а там – чему быть, тому не миновать? К одиннадцатилетнему несмышлёнышу терновый венок примеряете?
– Ты, Елена, говори, да не заговаривайся! – яростно крикнула бабка и забормотала. Должно быть, крестилась на образок.
– Ты, – уже тише продолжила она, – неровен час, и до Иуды дойдёшь. Слыхала я таких умных, что, мол, без предательства и спасения бы не было. Бесовство это, Елена, – голос бабки снова возвысился, – бесовство! Не смей! Как Бог даст, так и будет, а другого ответа от меня тебе не слыхать! Всё, ступай, не сговоримся мы!
Пашка услышал, как звякнула о стакан ложка, как отодвинулся от стола стул, как Елена Григорьевна высморкалась. А бабка сказала:
– Сумеешь ему помочь чем – тебе зачтётся. Ты женщина добрая, я-то вижу. Добрая, хоть и с толку сбитая. Ну да Господь тебе судья. Ступай. Да Пашке, коли увидишь, вели домой идти.
Пашка пополз вниз. К тому моменту, когда учительница вышла из подъезда, он уже прятался за углом дома.
Он так ничего и не понял, но как поступать – почему-то теперь знал.

4
На следующий день Соловей окончательно и бесповоротно отказался вступать в пионеры. Он уже не говорил, что недостоин, а просто твердил: «Не хочу». Повторял это и перед всем классом, и на Совете дружины, и в кабинете директора, на срочно созванном педсовете. На педсовет пытались вызвать бабку, но бабка слегла. Или сказалась слегшей.
Елена Григорьевна, присутствовавшая при всех увещеваниях, расспросах, допросах, выговорах, сохраняла невозмутимость и в основном отмалчивалась. Каким-то образом ей удалось ничего важного не сказать, во всяком случае, при Пашке.
А все остальные говорили много, очень много. И до причин допытывались, и как к больному обращались, и ругались, как на преступника. Но Пашка толком не слушал.
В конце концов плюнули. Хочешь, Алябьев, быть отщепенцем, сказал директор, – будь, тебе же хуже. Потом поймёшь, осознаешь, каяться придёшь, а вот простят ли тебя? Всё, Алябьев, свободен.
Девятнадцатого в четвёртых классах уроков не было. Все собрались около школы, сели в два украшенных красными флажками автобуса и поехали в музей Ленина. Все, кроме Пашки, которому Елена Григорьевна тихонько посоветовала сидеть дома и читать книжку. Но читать Пашка не любил, он футбол любил. И пошёл потренироваться, в одиночку, а потом, уже после обеда, старшеклассники взяли его поиграть, и даже не особо ругались, хотя друг на друга орали – мало не покажется.
Так и пошло. Все щеголяли в красных галстуках, а Пашка – без. Все ходили на какие-то дурацкие слёты, а Пашка в футбол играл. Летом почти все отправились в пионерлагерь, а Пашка, конечно, дома остался. Всё лето мяч гонял.
С пятого класса Елена Григорьевна их уже не вела – теперь у неё были первоклашки. Но Пашку она не оставила – то на перемене пару слов скажет, а то и домой зайдёт. Посмотрит, как он уроки делает, поможет иногда, потом с бабкой чаю попьёт, поговорит о чём-нибудь. Но только не о том, что Пашка тогда, прильнув к ветке, подслушал.
И бабка с ним ни о чём таком больше не заговаривала – ни о пионерах, ни о деде, ни об апостоле герое Павле. Просто жили – и всё.
Потом кто-то в школе сказал, что у Соловья-то бабка – сектантка, она, вон, в церковь ходит. И сам Соловей тоже, значит, сектант, потому и в пионеры не вступил.
С тех пор его стали называть не Соловьём, а Сектантом. Снова пошли беспощадные драки. Пашка, с его силой и тренированностью, легко справлялся и с двумя одноклассниками, а с толпой получалось хуже. Тогда на помощь пришли старшеклассники, с которыми он в футбол играл.
Были какие-то собрания, какие-то наказания, была четвёрка по поведению – это страшная вещь! – была угроза исключения из школы. Елена Григорьевна выручила. Громко, при всех, она никогда ничего не говорила, но сходила к директору, просидела у него часа, наверное, полтора, и Пашку оставили в покое.
А прозвище Сектант всё-таки прилепилось, и Пашка привык. Только за сокращение – Сека – сразу бил в лоб, а на Сектанта больше не обижался.
Так прошёл пятый класс, и каникулы – опять все в лагере, а Пашка дома, – и начался шестой. И всё как-то успокоилось.
И умерла бабка. С утра ещё вроде здоровая была, хлопотала, как всегда, покрикивала, а пришёл Пашка из школы, звонил-звонил – не открывает. Соседи в квартиру впустили, он в комнату войти хотел, а дверь наполовину только открылась и в бабку, на полу лежащую, упёрлась.
Соседи скорую вызвали, да поздно…
Похороны Пашка запомнил плохо, обрывки только остались. Тётки в чёрных платках, непривычный, приторный запах, особенно в церкви, гулкий бас попа и тоненькое пение невидимого хора. Гроб на верёвках, земля сыпется… И Елена Григорьевна всё время рядом. И мать, кажется, мелькала.
Несколько дней Пашка прожил один. Елена Григорьевна приходила утром, кормила его, вместе шли в школу, вечером – тоже приходила, ужинали вместе, и начинались уговоры, чтобы Пашка к ней пока переехал. Он упирался, а потом подумал – что такого? – и согласился.
Через месяц явилась мать. Пашку она разыскала легко, по-хозяйски вошла к Елене Григорьевне и немедленно отправила сына на улицу. На этот раз он не полез ни на какое дерево – не росло там подходящих, да и четвёртый этаж – высоковато, пожалуй. Поэтому простоял всё это время на лестничной площадке, приложив ухо к двери. Ничего толком расслышать не удалось. Елены Григорьевны – теперь для него тёти Лены – вообще как будто там не было, а из материных слов он разобрал только «жилплощадь».
Пашка еле успел взлететь на этаж выше, чтобы его не засекли – очень уж быстро прервался разговор и больно уж резко мать выскочила из квартиры. Грохнула дверь, застучали по лестнице каблучки.
И снова потекла жизнь – ровно, спокойно.
В восьмом классе все собрались в комсомол.
– Паша, – осторожно спросила тётя Лена, – ты как насчёт комсомола?
Пашка помолчал, потом сказал невпопад:
– Давно у бабки не был…
– Давай завтра сходим, – предложила тётя Лена. – После уроков. Возьмёшь меня?
Пашка только улыбнулся.
На следующий день, один из последних, наверное, погожих осенних, они стояли около бабкиной могилы, долго молчали. Потом тётя Лена спросила:
– Ну, что надумал?
– Нет, тёть Лен, – медленно проговорил Пашка. – Не хочу.
Она обняла Пашку за плечи и мягко сказала:
– Как знаешь. Только имей в виду: тебе будет трудно. Ну, может быть, не так, чтобы совсем уж невыносимо, но всё равно – нелегко. Ты, Паша, должен быть к этому готов.
– Я, тёть Лен, – ответил Пашка, – всегда готов.
выкладываю по случаю тёрок в Рюмочной на тему совместимости членства в комсомоле и посещения церкви

AbriCosinus

2010-06-04 13:23:37

странное ощущение. рассказ вроде против тоталитарной идеологии, а ощущение такое, что он сам (рассказ) - жесткая идеологическая инструкция...

2010-06-04 13:26:18

Ставлю оценку: 50

mayor1

2010-06-04 13:31:02

все хорошо. Но нужно ошибку фактическую поправить: в те времена в пионеры принимали с 10 лет, в школу шли с семи и соответственно именно с четвертого ( а не с пятого) класса менялся классный руководитель.

2010-06-04 13:34:23

mayor1, в те - эт в какие? они ещё отдельно учились - мальчики от девачек.
Абри, рассказ не за и не против. Бабка, которая против (фактически) тоталитаризма, и сама тоталитаристка, только идеология у нее другая. Не люблю я давать определения, о чем рассказ, но тут позволю себе - о свободе.
маёр, нет. начальная школа была с 1-го по 4-й класс, именно с пятого появлялись учителя по предметам и новый классный руководитель. и в пионеры принимали в 4-м классе, в мае.
в данном случае это конец 60-х или начало 70-х. уже давным-давно никакого раздельного обучения не было.

Параной Вильгельм

2010-06-04 13:44:36

Лёд нивелирует квалификацию - ничем не подтвержденный факт.

AbriCosinus

2010-06-04 13:46:28

Комиссар. Уважаю. Научный подход.

mayor1

2010-06-04 13:46:28

ЧепушиллО


2010-06-04 14:34:23

mayor1, в те - эт в какие? они ещё отдельно учились - мальчики от девачек.

Ва все времена когда принимали в пионеры.
ФС не веришь мне спроси остальных.
Комиссар, факт подтвержден многолетним опытом автора в футболе на льду.
маёр, да чо мне спрашивать, я сам прекрасно всё помню.

Матёрый

2010-06-04 13:53:04

Спасибо.Понастальгировал.

2010-06-04 13:54:00

mayor1
2010-06-04 14:46:28
Ва все времена когда принимали в пионеры.

я ф децтве книшку читал. одну. больше ниасилил. "Витя Малеев в школе и дома" - там про ето написано было.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О структуре начальной и средней школы в СССР" (15 мая 1934) С. о. ш. была унифицирована: стала 10-летней с разделением на начальную (4 года), неполную среднюю (7 лет) и среднюю (10 лет). (с) БСЭ
В 1958 ввели 11-летку. В 1964 ее снова заменили на 10-летку.

Параной Вильгельм

2010-06-04 14:00:56

Да это лысая фраза батенька.это всё равно что хуй пролонгирует ассоциацию.
Бу-га-га... Так интересно было первую часть читать. Потом нудьгатина. ФС, неужели так сложно интригануть до паморкаов ёбаного читателя? Или ты считаешь, что можно бля сувать этим балванам всю поднаготную?..
Гы-гы

2010-06-04 14:03:56

ФС а раздельно обучение отменили в 1947м

AbriCosinus

2010-06-04 14:12:42

Комиссар Концертный 2010-06-04 15:00:56

"интригануть до паморкаов" надо просто в обязательном порядке. Я щетайу.

Параной Вильгельм

2010-06-04 14:18:22

AbriCosinus
чё?

AbriCosinus

2010-06-04 14:22:40

Комиссар. Да я просто твои идеи двигаю.

Kiki

2010-06-04 16:20:20

Воще это ЧП, если в пионеры не приняли кого-то, а уж по своей воле если ... то ЧП в квадрате..
Училке бы досталось по полной...

Санитар Федя

2010-06-04 17:05:34

*Зима. Воскресенье. Хоккейная коробка. Традиционный в нашем посёлке футбол на льду. *

летом паходу не менее тродицыонные лыжы и коньки па осфальту и брусчатге

Санитар Федя

2010-06-04 17:07:58

*Мы только что проиграли... У нас сильная команда, потому что у нас – Пашка Сектант.*

гггггггг сглазил вас Пашка
а ей, думаю, и досталось. но не по полной. одинокая женщина, беспартийная, училка младших классов - что с ней особенно сделаешь...

Санитар Федя

2010-06-04 17:10:58

«К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов! – Всегда готов!» Правая рука взметается в салюте, и ладонь, обращённая внутренним ребром ко лбу, решительно перечёркивает его по диагонали.

хайль и вам, хуле там...
это кики было. но молчу, Феде не мешаю

Санитар Федя

2010-06-04 17:16:31

*Сказали, что это маленький Ленин, но Пашка как-то иначе маленького Ленина себе представлял.*

нуда, лысый и фпедальном броневичке

Санитар Федя

2010-06-04 17:24:40

*Явреи – народ Божий, хоть и заплутавший! *

Абрамович на своей яхте хуй когда заплутаецца

Санитар Федя

2010-06-04 17:33:02

*Раздалось два звонка – значит, к ним, – бабка поспешила к двери, открыла и чинно произнесла:
– Милости просим. *

чёта вспомнил приятеля, у него в прихожей на коврике написано Велком!, то бишь Дабро пожаловать! йа ему советую написать на обратной стороне Пашли нахуй! - для асобо засидевшыхся гостей гг


Санитар Федя

2010-06-04 17:35:13

*Их так учили в школе – сколько раз учителя встречаешь, столько с ним и здоровайся. *

чёта паходу йа в неправильной школе учился, где достаточно адного раза

Kiki

2010-06-04 17:35:32

ФС,навеяло теми годами... И читалось, как рассказы советских писателей..

Санитар Федя

2010-06-04 17:39:05

*А пока на улицу ступай. Мячик свой бери и ступай. *

понял что ночалась для тродицыонного футбола зима, ибо каг наступи лето, бабка заставила бы Пашку абуть лыжы, либо коньки

Kiki

2010-06-04 17:44:57

Санитар Федя, выпей активированный уголь...

Санитар Федя

2010-06-04 17:47:58

*Помедлив, он надел кеды*

логичнее валенки или ботинки типо прощщай молодасть

Санитар Федя

2010-06-04 17:56:26

чёта аконцофка про бапку меня растрогала и пойду нахуярюсь по вине ФСа, хотя не пил давеча три дня и не собиралсьа...

Санитар Федя

2010-06-04 17:57:26

Ставлю оценку: 30

posetitel

2010-06-04 18:25:11

Ставлю оценку: 45
Федя порадовал хайлем и ковриком.
А мячик по воскресеньям мы пинали круглый год. Зимой лед заливали и тоже пинали. Тагшта нечего ржать, гыгы.
Спасибо за каменты.

Кешастик

2010-06-04 23:50:08

ФС, а в чем мораль? Без веры мальчик. Божественным началом не проникся, ком. идеалами тоже. Он ведь ни над тем, ни над другим не задумывался. Бапка была против красных, а старших надо уважать, поэтому в пионеры не вступил. Бапка была набожна, но внук был далек от этого. И чочо? Пустота, безверие, неумение и нежелание мыслить и хоть как-то разобраться в ситуации.
Мы почти все тогда такими были - без веры во что бы то ни было. Трагедия поколения в сущности.
(Щас вылезет Руслан, нунах дискуссии эти.)
Кешастик, еще раз: не люблю я о моралях. Особенно про собственные тексты. Каждый волен видеть мораль свою - вот ты, например, увидела трагедию поколения. А я вижу человека свободного или, по крайней мере, способного противостоять давлению.
И про пустоту, безверие и прочее - это ты зря. Уже после смерти бабки отказался ведь в комсомол вступать. Хотя - вступи, и жить вроде будет полегче. Почему отказался, как думаешь?

Вадим Викторыч

2010-06-05 00:15:42

А мне как раз пионерия помогла поверить в себя. И комсомолия тем паче. Мне нравилось спорить с коллективом, голосовать против. Хорошая речевая школа я щетаю. Рассказ заставляет задуматца, о том, чего нынешние оболтусы понятия не имеют.
Викторыч, одним одно помогает, другим другое. Кому-то совсем ничего не помогает - медецына бессильна.
Алябьеву-то как раз две эти женщины помогли. Ну и двор канешна. В смысле улица.

Вадим Викторыч

2010-06-05 00:59:57

ФС, я так понимаю, что трудная судьба Алябьева не вмещается в рассказ. Продолжение будет?

Кешастик

2010-06-05 01:08:44

ФС, трудно сказать. Может, по инерции. Может, бабкины заветы хорошо помнил. Сомневаюсь я, чтобы о внутренней свободе думал. Откуда он знал - полегче, не полегче. Может, для него это как раз потруднее - соответствовать там, на собрания ходить, хз.
Но я немного не об этом. К богу-то не пришел. И вряд ли придет. И в комсомол не вступил, т.е. и туда не пришел.
Я четко помню момент, когда осознала: мы лишены веры. В бога - не принято, возбраняется, а в партию мало кто всерьез верил. Альтернатив не предлагалось.
А человеку обязательно надо во что-то верить, не нами это придумано.
Занимательно в твоем рассказе еще вот что. Бабка - непререкаемый авторитет, учительница, в общем-то представляющая официальную идеологию - по должности, а не по душе - нет.
Кешастик, да не думаю, что по инерции. Сказано-то на могиле, и сказано медленно - то есть осознанно. Бабкины слова в душу запали, не иначе.
Ну, это я так думаю, а как на самом деле - хз.
А о своей внутренней свободе думать - это дело пустое, да и невозможное. Она, свобода эта, либо есть, либо нет ее. Без всяких раздумий.
Ну, и что касается веры. "человеку обязательно надо во что-то верить, не нами это придумано" (с)
Не согласен категорически. Не нами придумано много чего, в том числе и вот (цитирую по памяти): "Без веры в себя, браток, даже палку хорошую не бросишь". Это АБС, "Град обреченный". Без веры в СЕБЯ!

Кешастик

2010-06-05 01:19:39

"Во что-то" включает и "в себя" как вариант, без вопросов.
Это, кстати, не такой уж легкий путь - к вере в себя. Не на словах если.
это самый трудный путь, если по-настоящему. труднее не бывает. вера во что-то внешнее - подпорки. никого не осуждаю, даже не думаю об этом, но надо же понимать, что вера во внешнее (именно вера, не предполагающая критического осмысления) позволяет человеку оправдывать то, что оправдания не заслуживает. самообман это, такая вера.
в рассказе - верующая бабка на самом деле верит в себя. в свою правоту. верит истово, веру свою аргументирует, как умеет (я не зря ведь дал ее пассаж про апостола Павла), сомневается, оценивает, принимает решения.
учительница - да тоже в себя верит. у нее - Миссия, пусть и ограниченная - хоть что-то дать. хоть одному помочь.
а Пашка Сектант - вот уж он-то в себя верит так уж верит. уж он-то на спину не ляжет.

ALEX

2010-06-05 01:37:57

красиво. буду еще перечитывать. хоть и не мое это время

ALEX

2010-06-05 01:38:22

Ставлю оценку: 50

Руслан С.

2010-06-05 01:41:27

А Христос, между прочим, требовал Бога возлюбить не только "всем сердцем своим". Но и "всем разумением своим"! А это от слова Разум.

Петя Шнякин

2010-06-05 01:45:35

Руслан
Ну нинадо нащёт Христа..
Иди просто нахуй..
Пока..

Кешастик

2010-06-05 01:46:02

ФС, вот что на ум пришло. По Библии, "царство Божие в тебе самом". То есть Бог - в нас. Следовательно, приходя к истинной вере, мы в конечном итоге верим в себя?
И не Бог карает за грехи, а мы сами себя наказываем. И Страшный суд - это не когда архангелы в трубы вострубят, а когда мы судим сами себя. Пушкин четко сказал: "Ты сам свой высший суд". Страшнее суда не бывает, это я точно знаю.
Во нахуевертила! Ушла в люлю, всем доброй ночи.
Руслан, так вот бабка в меру грамотности разумением это и делает. сопсна и Елена тоже, только она думает, что не это делает. заблуждается - уже наоборот, от излишней грамотности.

Yura Libertonsky

2010-06-05 01:48:04

Написано мастерски. Одно замечание хотелось бы сделать. Тут две вещи в психологии бабки немного не стыкуются, в моем понимании. Она вроде как человек глубоко верующий. Но главный посыл невступления внука в пионеры это неприятие красных. Тогда вера уже ни при чем. Верующая бабка думала бы о вечном спасении внука. Боязнь потереять его в жизни вечной должна заставлять ее и крестить внука и приобщить его к вере и противиться пионерии. А так как написано, получается что бабка главным то образом против красных, а не за Веру в Жизнь Вечную.
Кешастик, тебе на ум пришла теория Пьера Тейяра де Шардена о точке омега. Я рад, что мой скромный рассказ хоть одному человеку помог узнать нечто новое, гыыыыыы

Петя, прекрати бычить.

Кешастик

2010-06-05 01:55:55

Юр, эт чозахуй? Я сама додумалась!
тезка, красные для бабки - представители Сатаны. она же малограмотная, ты чего?
но бабка пытается думать и аргументировать. и она в чем-то даже и сомневается.
не картонная она, эта бабка.
Оль, так я как раз этому и рад, что ты сама додумалась!

Yura Libertonsky

2010-06-05 02:03:53

Да не картонная конечно. Обыкновенная бабка оказалась. В моем определении не верующая. Я вот сам не крещен, а у крещеных с рождения и новокрещеных выпытываю, а верят ли они в бессмертие души. Так никто мне из них просто не ответил, что да. А без этого, какя же это вера? Так, моральная философия.Ну и у меня такая же есть.Мне для этого в церковь ходить не надо. Но это видно для другого рассказа.

Руслан С.

2010-06-05 02:08:12

Юра, я, кстати, уверен в бессмертии души. Но не верую в Бога.
Юра, в твоем понимании верующая - это бездумно принимающая догматы?
ключевое слово "бездумно". и еще одно ключевое слово - "совесть".

Yura Libertonsky

2010-06-05 11:52:39

ФС, нет. Ни при оценке снаружи (моей) ни при оценке изнутри (бабкиной). Для верующегобессмертие души, бренность земной жизни и существование жизни вечной не догма, а данность. Совесть оченъ важная штука, но совесть по моему принадлежит самому человеку, как оружие для защиты души...Да че я тут богословскую дискуссию развел. У нас солнышко на дворе в кои то веки раз. Пойду угли нажигать.
Руслан, не удивил,пожалуй. На марши несоглассных не ходи. А то, не дай Бог, станешь новым месссией, гыгыгы...
чота не вижу разницы между догмой и данностью

про заек

2010-06-05 12:22:49

бля во насрали...
так о чем бишь я... а! вот.
"ладонь, обращённая внутренним ребром ко лбу" - ой бугогаськи. попробовала приложить внешнее ребро ко лбу.
"громче обычного громыхала" ну юра, ну ёмаё...
вот ну почему какие-то дурацкие мелочи портят чудную общую картину.
ага, спасибо, поправил

Лоффкач

2010-06-05 14:55:49

Прочел на одном дыхании. Очень человечный рассказ, где все главные герои вызывают симпатию.

korova007

2010-06-05 17:43:30

кто чо хотел, тот то и увидел. Федя апять свае...
Вера в себя... ХЗ, вера в себя может быть и слепой.
Окружающий мир - нагромождение лжи, придающей ему некую однородность, минимизирующую взрывоопасность этого мира. Выбор - или лги, или - в отшельники.
Это постулат.
Но! Живя с миром во лжи, учись БЫТЬ ЧЕСТНЫМ С СОБОЙ - я вот это увидел и в бабкином истовом "миссионерстве", и - в обреченной мимикрии Елены Григорьевны.
Ну, и, конечно - как живое - дружил я в детстве с такими пашками.
Не понимал причин, но чуял, что лезть с расспросами не стоит.
Училка тоже охуенная, чем-то мою любимую первую Зинаидванну напомнила - никогда не забуду, как во 2 или 3 классе устыжала она приклассно одного такого "пашку" из очень "неблагополучной" семьи(даже не помню за что), а тот вдруг заревел и заорал типа - Дура, дура, уйди сука, убью!
Мы - в шоке - в те времена такое немыслимо было.
А Зинаидванна побледнела, подошла к нему, - Пойдем, поговорим, обняла - и попиздили из класса. Этот и следующий урок накрылись - когото нам прислали типо порисовать. Нам не до того - возмущению в а дрес падонка - предела не было, гадали о страшных карах мерзафцу...
А на очередной урок они вернулись, и Зинаидванна объявила типо: "Я вела себя недостойно, и хочу извиниться перед ..., никогда нельзя, не разобравшись, судить людей..."
Шок был двойной, не, тройной.
Ахуенный, просто ахуенный урок был для меня на всю жизнь.

korova007

2010-06-05 17:43:53

Ставлю оценку: 55

апельсинн

2010-06-07 06:11:48

Очень понравилось. у меня в классе была девочка Аня. она плохо училась и ее не приняли в пионеры, как всех. я помню шел по улице и Аня с четвертого этажа смотрела на меня в галстуке этом пионерском. а я понимал, что это туфта. и не мог сказать ничего, мы за одой партой сидели и Аня меня по голове гладила иногда и рыжим не обзывала.

апельсинн

2010-06-07 06:12:21

Ставлю оценку: 48
Пашка вступал в пионеры в 64-м году. бабке шел седьмой десяток. для нее они как появились "красными", посланцами сатаны, в коллективизацию, так и остались.
кстати, Пашка тоже эту терминологию усвоил, он же не случайно говорит в самом начале: "продался красным"
ну не Фадеев и не гражданка. скорее Шолохов, поднятая целина. коллективизация. в коллективизацию этой бабке было лет 30 плюс-минус
в глуши и просидела. в Казахстане гденить
"Они деда твоего в степь голую загнали, и братьев его всех, и поморили половину, и деда поморили" (с)

КилоТонька

2012-05-22 13:06:19

спасибо, что подняли этот рассказ. очень понравилось. цепануло канеш.
по поводу того, што не во что не верил Пашка и бабка не смогла заложить в него, сомневаюсь.(это уже рассуждения по комментам). ведь на проростание многих добрых зерен требуется гораздо больше времени. в общем-то, отказ от комсомола, на мой взгляд, первый признак, что зернышко проклюнулось. да, ему вполне повезло, что именно эти две женщины были в начале пути.
ФС, спасибо!
sofo25ra, для деревенских они были красными. не понимали в глухих деревнях про коммунистов, большевиков, меньшевиков, троцкистов и проч.
красные, красноштанные (последнее - про комсомольцев-активистов)
причом красные - не как антитеза белым
а что касается ПЦ, то там-то канешна большевики. ну так книжка такая

Лесгустой

2012-05-22 13:37:07

Софора. Когда у моего прадеда умерла жена, он женился во второй раз. Жил он в большом селе в Ивановской области. Так вот, ни его ни её я в живых не застал. Но отец много мне про неё рассказывал. Прадеда не взяли на фронт - хромой он был. Во время войны он умер от болезни и голода, так как "голодомор" в тех краях был ещё тот. "Всё для фронта", или расстрел на месте.
Его жена выжила и внуков привечала как родных на лето. Так вот, по рассказам отца, когда в деревню приезжал председатель колхоза или кто-либо ещё из партийного начальства, она выходила на дорогу и во всеуслышанье проклинала "красную сволочь". Иногда ещё и комком грязи по машине норовила зарядить.
Именно "красная сволочь" - хоть кто угодно там будь - большевики, комса - насрать. Она в них не разбиралась, поскольку по её словам в говне разбираться нечего.
Это были 60-е, начало 70-х годов.
sofo25ra 2012-05-22 14:20:39
нет. именно однозначно негативное. может быть, потому, что еще и красный цвет (святое!) экспроприировали
не вообще понятие "красный" негативное, а "красные" - которые оказались посланцами сатаны
вообще эти настроения и эту терминологию я не сам придумал

anatman

2012-05-22 14:46:04

у слова "красный" есть ещо смысл, воровской


anatman

2012-05-22 14:53:16

2012-05-22 15:02:58
....понятие "коричневые", "чорные", "голубые", "розовые" для неё, горожанки, видите ли не чуть срано, а "красные" чуть срано....

AbriCosinus

2012-05-22 14:56:21

"Красное и чуть-чуть чорное."
*слехка Стендаль*

anatman

2012-05-22 15:00:47

"чорное и внутри красное"
*калоши*

AbriCosinus

2012-05-22 15:04:31

это мы еще Казю не вызывали. С квадратами.

AbriCosinus

2012-05-22 15:11:32

ты ищо девачьку нашару нам предъяви...

anatman

2012-05-22 15:12:22


AbriCosinus, там девочка молоденькая, совсем ещо ребёнок.
нахуй такие предъявы

AbriCosinus

2012-05-22 15:13:04

пожалуй, да. нашару не покатит...

anatman

2012-05-22 15:14:21

угу. и она ещо без титек совсем... и кривоватенькая какая то... типа сколиоз у ей чтоли

anatman

2012-05-22 15:26:31


sofo25ra
2012-05-22 16:20:00

а чо, бабка без титек или кривоватенькая тоже?

anatman

2012-05-22 15:34:01

переадресовываю вопрос автору
да окститесь, какие титьки у бабки
и ваще окститесь (хорошее слово какое, ёмкое). чо напали на софору - у каждого есть право на собственное восприятие красного
мы вот, например, вино красное любили. красненькое

AbriCosinus

2012-05-22 15:42:32

красненькое, красненькое...
"Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит" (с)

неахтунк есличо.
Абри, кстати, ты этого Пашку знал. тока в реале он Коля. а фамилия таки Алябьев

AbriCosinus

2012-05-22 15:48:56

Лес. Хуле, Островский...

anatman

2012-05-22 15:51:31

понел что тут не про титьки.
тогда не понятно об чом спор.
ну вас савсем.

anatman

2012-05-22 16:06:11

нене
могу уточнить только что Алябьев это Соловей.
вот пожалуйста, здесь и ноты для флейты есть: ссылка
это смотря у какого деда

Щас на ресурсе: 137 (1 пользователей, 136 гостей) :
Француский самагонщики другие...>>

Современная литература, культура и контркультура, проза, поэзия, критика, видео, аудио.
Все права защищены, при перепечатке и цитировании ссылки на graduss.com обязательны.
Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением администрации. А может и совпадать.
Тебе 18-то стукнуло, юное создание? Нет? Иди, иди отсюда, читай "Мурзилку"... Да? Извините. Заходите.